unrealis.ru

A+ A A-

"Мы должны воссоздать московскую систему образования"

News-Smi:
«Мы должны воссоздать московскую систему образования»

Необходима система, при которой 90% или даже 95% студентов имеют конкретного заказчика, того, кто сначала платит за обучение, а потом обеспечивает студента работой.

Экономика образования должна измениться так, чтобы обеспечить отказ от инфантилизма и патернализма. Нужно связать воедино лучший опыт советской системы образования и западные образовательные технологии. Об этом пишет член Генерального совета партии «Единая Россия» Владимир Мединский:

Статья большая, практически философская — о многом, в том числе о том, как «образовательная революция» кардинально меняет сам облик российского общества и российской экономики». Имея за спиной годы преподавательского опыта, не могу отказаться от приглашения премьера.«В своей первой статье в «Известиях» Владимир Путин пригласил к дискуссии.

Для чего людям нужно высшее образование? Ну, и для меньшинства мотив — просто неистребимая тяга к знаниям. У нас, как и во всем мире, в университеты идут по этим причинам, но и еще по трем другим, лишенным и здорового прагматизма, и романтического стремления к познанию.Чтобы приобрести умения и навыки, которые позволят получить интересную высокооплачиваемую работу, кому-то — подняться в новый слой социального пирога.

Без диплома «типа не круто». Во-первых, так принято. Престиж рабочих и технических специальностей утрачен напрочь. По оценке РСПП, в 2017 году дефицит квалифицированных рабочих составит 83%, в стране их давно уже меньше, чем дипломированных «белых воротничков».

Так вот, в Южной Корее службы в армии можно избежать, только если ты признанный всеми идиот или неизлечимо болен. Во-вторых, для юношей это банальный «откос» от армии. Причем служат там не год, а 2-4. Путин приводит пример: «Среди наших граждан в возрасте 25-35 лет высшее образование имеют 57% — такой уровень, кроме России, отмечен всего в трех странах мира: в Японии, Южной Корее и Канаде». Не так давно один из кандидатов в президенты Кореи со скандалом снял свою кандидатуру, когда выяснилось, что его сын «откосил» от армии.

Вот тебе отсрочка от ответственных решений.Еще не знаешь, чем хочешь в жизни заниматься? Папа-мама еще тебя, малыш, содержат? В-третьих, это возможность ненапряжно провести время, пять лет потусить и просто-напросто «продлить детство».

Ведь бизнес, в подавляющем большинстве, не заказывает и не оплачивает подготовку себе специалистов, а получает их «от госвузов» (т.е. Уже сейчас мы имеем колоссальную диспропорцию между потребностями экономики и рынком труда, в качестве балласта — огромную массу юристов, экономистов, пиарщиков с уровнем подготовки ниже плинтуса. Пусть плохоньких, пусть учившихся не тому, что надо, а что надо никогда не учивших, зато и вкладывать в систему образования ничего не нужно. Дареному коню в зубы не смотрят.К тому же трудно понять, почему мы, налогоплательщики, оплачиваем подготовку тех, кто сразу идет работать не на государство, а на Абрамовича и Дерипаску. от налогоплательщиков) даром.

Когда я поступал в МГИМО, в МИДе знали, какой специалист в каком посольстве/торгпредстве Союза понадобится через 5 лет. И я учил чешский не потому, что сам его выбрал и страстно мечтал узнать, что «черствый» — это свежий, «запах» — это вонь, а «вонявка» — духи. Ты мог желать работать с английским в Нью-Йорке, но как миленький ехал с португальским в Анголу и с пушту в Афганистан, ибо так требуется твоему спонсору-заказчику — партии и правительству.А так решил тот, кто за тебя платит, — государство. Сделав высшее образование бесплатным, государство эти вложения «отбивало», выступая как единый и единственный работодатель. Хотя в СССР, признаем, вузовская система была в большей степени построена на здравом смысле. Увы, всеобщее бесплатное высшее в сегодняшних условиях оказывается такой же химерой, как некогда строительство коммунизма.

По указу СНК с 1.09.1940 г. платным стало обучение не только в вузах, но и в техникумах, педучилищах и даже в 8–10-х классах. Кстати, представление о том, что в СССР образование всегда было бесплатным, — ошибка. Отменили плату за обучение только в 1956 году.300–500 рублей в год в институте и 150–200 в школе.

Другого пути у России нет. Сегодня на повестке дня — новая индустриализация. Стране «как хлеб, как воздух» нужны квалифицированные рабочие, техники, а вместо этого — пожалуйста, потенциально безработные, в 80% — работающие не по профилю юристы, экономисты, политологи.

Первая фраза, которую слышит выпускник: забудь все, чему тебя якобы учили, теперь начинаем работать!Качество обучения падает. При этом «массовом подходе» за каждого студента от государства вузу достается немного. Работодатель, который вроде бы должен охотиться за лучшими молодыми специалистами, принимает все как есть: все ж халява... Преподаватели, не имея достойного содержания, халтурят в десятке мест. Многие вузы берут чуть ли не всех подряд. Студентов, которые косят от армии и продлевают детство, это устраивает. Бюджет платит за огромное количество ежегодно «выплевываемых» на рынок потенциально безработных юристов/экономистов.

Так не логичнее ли перестроить экономику высшего образования, изменив сам принцип, лежащий в ее основе?В результате в России плещется море невостребованных амбиций, подкрепленных только бумажками дипломов.

Необходима система, при которой 90% или даже 95% студентов имеют конкретного заказчика, того, кто сначала платит за обучение, а потом обеспечивает студента работой. Таких заказчиков может быть два. Уверен, бизнес не только обеспечит «своих» студентов местом практики, но и на протяжении всего учебного процесса будет следить за качеством обучения: он же платит.Или это государство — по тем профессиям, которые нужны государству: от офицеров, врачей, учителей до геологов и инженеров-ядерщиков, — и тогда молодой специалист должен отработать оговоренный срок там, где с самого поступления в вуз его ждут. Или это бизнес — с последующим «распределением» именно в эти компании.

А для бизнеса это вообще понятно: достойная стипендия — аванс будущей зарплаты.При системе заказа на студента сам собой решается вопрос со стипендиями. Отношения между студентом и его «заказчиком» должны быть договорными, взрослыми — с выплатой полной стоимости обучения и неустоек, в случае если молодой специалист взбрыкнет и возжелает взять «свободный диплом». Государство фактически берет молодого человека на содержание, как в армии, и сегодняшними символическими стипендиями-подачками ограничиться уже не сможет.

Так же естественным образом решается и вопрос с оплатой профессуры.

В чистом виде бесплатное обучение — когда государство, как сейчас, платит за студента без всяких обязательств, — также возможно. Критерием для зачисления на бесплатные места и получение солидных именных стипендий должна быть не бедность, а именно талант, одаренность.Но будет предоставляться только тем 5–10% студентов, которые проявили свой талант к будущей профессии.

Будет ли студент разгружать вагоны, оплатят ли его образование родители или будет взят образовательный кредит (это нынче просто) — личное дело студента-платника. Для всех остальных «вольнолюбцев», желающих избежать контракта с будущим работодателем, — обучение платное. И это его личная свобода после института.

Так будет справедливо. Система простая и внятная.

Экономика образования должна измениться так, чтобы обеспечить отказ от инфантилизма и патернализма. Нужно связать воедино лучший опыт советской системы образования и западные образовательные технологии.

- снова засияют на весь мир...Или перестанем обезьянничать, словно слепые «болонки»? Систему, в которой бренды МГУ, СПбГУ, МФТИ, МИФИ, МГИМО, Бауманки etc. Мы будем и далее молиться на Болонскую систему? Мы должны воссоздать московскую систему образования.

Пусть в остальном мире равняются на нее».

Редакция не несет ответственности за материалы опубликованные со ссылкой на другие издания, за содержание комментариев размещенных пользователями сайта. © 2010-2015 Unrealis.ru. Все права защищены.

Login or Register